Центровка главных двигателей

Центровку главных двигателей выполняют двумя способами: оптическим — до монтажа валопроводов, по замерам изломов и смещений фланцевых соединений двигателя с валопроводом, если монтаж валопровода закончен раньше. Наиболее прогрессивным является первый способ, хотя и он не лишен некоторых недостатков. Его применяют для судов с расположением машинного отделения в средней части и при блочном способе постройки.

При центровке двигателя добиваются совмещения осей валопровода и главного двигателя с тем, чтобы обеспечить надежную работу комплекса винт — валопровод — двигатель.

Для оптической центровки применяют визирные трубы, представляющие собой переоборудованные зрительные трубы стандартных геодезических приборов (теодолитов, нивелиров).

Визирная труба состоит из зрительной трубы, центрирующих колец и угловой призмы позволяющей наблюдать сетку мишени под углом 90° к оси трубы. Для защиты оптических деталей от повреждений труба заключена в специальную оправу. Ось центрирующих колес совмещена с оптической осью трубы — это определяет положение оптической оси в приспособлении. Визирная труба снабжена сеткой, сцентрированной с оптической осью и имеющей перекрестие из двух взаимно перпендикулярных линий. При визировании сетка нитей зрительной трубы хорошо видна на фоне просматриваемого предмета или поверхности мишени.

Чтобы закрепить визирную трубу на фланце вала двигателя, применяют специальное приспособление, изображенное на рис. 72. С помощью этого приспособления обеспечивается возможность смещения и наклона визирной трубы относительно оси коленчатого вала двигателя.

В местах фиксации точек оптической оси (в подшипниках, яблоке концевого кронштейна, в дейдвудной трубе, на кормовом шергене) устанавливают мишени, изготовленные из пластин неорганического стекла с нанесенными на них перекрестиями из двух взаимно перпендикулярных линий.

Положение мишеней находят при непосредственном наблюдении через окуляр зрительном трубы. Возможно также применение специальных проекционных насадок, с помощью которых световым лучом сетку визирной трубы проецируют на непрозрачные мишени и определяют положение перекрестия мишени относительно сетки визирной трубы.

При центровке двигателя с помощью одной визирной трубы необходимо предварительно установить положение кормовой выносной мишени по разметке осевой линии на переборках.

Первой операцией при оптической центровке двигатели является центровка оптической трубы на валу двигателя для совмещения оптической оси трубы с осью вращения вала. Эту операцию выполняют с помощью двух мишеней, одну из которых устанавливают на расстоянии 2 м от визирной трубы, а вторую — на расстоянии не менее 7 м. Операции выполняют в следующем порядке:

  • визирную трубу фокусируют сначала на ближнюю, а затем на дальнюю мишень; каждый мишень подводится до совмещения ее перекрестия с перекрестием сетки трубы;
  • вал двигателя вместе с трубой поворачивают на 180° и определяют размер смещения сетки трубы относительно перекрестий обеих мишеней в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
  • замеренные значения смещений делят пополам и на полученное значение делают подцентровку визирной трубы при помощи регулировочных винтов приспособления: по дальней мишени устраняют наклон оси визирной трубы, по ближней — смещение оси;
  • после подцентровкн трубы на половину значения смещения обе мишени перемещают до совмещения их перекрестии с сеткой трубы. Операцию повторяют 2—3 раза для обеспечения высокой точности.
Яндекс.Метрика