Другой вид коррозионного процесса

Наличие на обшивке корпуса судна листов с прокатной окалиной и очищенных от нее вызывают другой вид коррозионного процесса. Такие случаи весьма часто бывают в практике судоремонтного производства, когда заменяемую часть обшивки ставят из стальных листов с неудаленной прокатной окалиной.

Применение не очищенного от прокатной окалины металла для постройки и ремонта судов усиливает коррозионные разрушения корпусных конструкций, так как гибка листов, приварка набора к обшивке, сварка стыков и пазов и правка деформаций обязательно приводят к отслоению окалины на многих участках и к образованию трещин на неотслоенных участках. Отслоение окалины при эксплуатации судна вызывает также преждевременное разрушение защитного лакокрасочного покрытия. Незащищенные участки металла являются в свою очередь анодами по отношению к окрашенной поверхности обшивки корпуса.

Практика показала, что продолжительное выдерживание листов под открытым небом вызывает медленное преобразование прокатной окалины. Процесс заключается в дальнейшем окислении различных слоев окалины, которое не затрагивает основной металл и протекает в соответствии с реакциями:

Эти процессы ведут к изменению объема окалины и быстрому нарастанию ее отслаивания. Возникновение пары окалина — конденсационная вода — сталь приводит к образованию между окалиной и основным металлом ржавчины, что также способствует отслаиванию окалины, однако для полного ее удаления требуется весьма длительное время.

Результаты замеров износов корпусов судов внутреннего плавания свидетельствуют, что наиболее изнашиваются обшивка днища и настил второго дна.

Анализ коррозионного износа корпусов грузовых теплоходов показал, что за 20 лет эксплуатации износ днищевой обшивки достигает 1 мм, а настила второго дна — несколько меньше. Скорость язвенной коррозии более чем в два раза превышает скорости равномерного износа. что доказывает необходимость проведения регулярных профилактических мероприятий по защите подводной части корпуса судна. Исследованиями установлено, что коррозионный процесс развивается с различной скоростью на наружных и внутренних поверхностях обшивки корпуса судна: при этом установлено, что размер коррозионного разрушения с наружной стороны составляет 75% от суммарного коррозионного износа обшивки.

Полученные средние значения скоростей язвенной коррозии характерны для судов, находящихся в эксплуатации 6—10 лет. Опыт показывает, что при более длительной эксплуатации судов внутреннего плавания очаги язвенной коррозии на обшивке корпуса постепенно сливаются, приближаясь, таким образом, по своему характеру к равномерному (общему) коррозионному износу. При этом скорость нарастания язв в глубину металла замедляется и, как показал анализ произведенных замеров, достигает 40—90 мкм/год.

Яндекс.Метрика