Гофрировки, вмятины и бухтины

Гофрировки, вмятины и бухтины уменьшают участие деформированных участков в обеспечении прочности корпуса.

В корпусе судна происходит перераспределение напряжений, так как связи, находящиеся вблизи деформированных участков, оказываются перегруженными, что способствует концентрации напряжений, отрицательно влияющей на местную и общую прочность корпуса судна. Основное влияние на общую прочность оказывают деформированные участки, расположенные на обшивке днища и настиле палубы, т. е. в крайних связях эквивалентного бруса.

Вмятины, гофрировки и бухтины в подводной части корпуса существенно влияют на ходовые качества судна, так как увеличивают сопротивления воды его движению, а в надводной части корпуса и на надстройках ухудшают внешний вид судна. Местные деформации в зависимости от стрелки прогиба и размеров вмятин в одном сечении корпуса вызывают снижение оценки технического состояния судна.

При ненормальных условиях эксплуатации и в результате аварий (столкновения с подводными препятствиями, с судами, навалы и посадки на мель, плавание в штормовых условиях и т. д.), вследствие недостаточной местной или общей прочности корпуса судна, могут произойти разрушения корпусных конструкций.

Под разрушением конструкций корпусов судов понимаются разрывы или изломы отдельных связей, проломы наружной обшивки и настила палубы, а также отдельные трещины по целому металлу или в зоне сварных швов. В ряде случаев все эти виды разрушений могут появиться одновременно.

Весьма часто разрушения корпусных конструкций на грузовых судах связаны с нарушением правил погрузочно-разгрузочных операций. Следует отличать разрушения, приводящие к немедленному выводу судна из эксплуатации, от разрушений, делающих судно ограниченно годным. К первому виду разрушений принадлежат переломы корпуса или его основных связей и пробоины. Наиболее часты повреждения в носовой оконечности корпуса из-за столкновения с подводными предметами и переломы в районе миделевого сечения.

Ко второму виду разрушений относят небольшие трещины в элементах набора, сварных швах и в обшивке корпуса. Трещины чаще всего возникают в местах концентрации напряжений вследствие конструктивных особенностей узла, значительных взносов или деформаций. Появление трещин в одних и тех же местах свидетельствует о необходимости конструктивного изменения или усиления узла. При длительной работе конструкции корпуса в условиях вибрации также могут появиться трещины.

В образовании трещин значительную роль играют качество корпусной стали и технология выполнения сварочных работ. Применение стали с повышенным содержанием углерода способствует образованию трещин. Сварка в условиях жесткого контура при нарушении технологического процесса может также привести к образованию трещин. Своевременное обнаружение трещин и устранение их сваркой или заменой дефектного участка предотвращает разрушение конструкции и возможность серьезных аварий.

Яндекс.Метрика