Коррозия судов внутреннего плавания

Коррозионное разрушение обшивки и других элементов корпуса судна—это результат процесса, скорость которого зависит от многих внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам принадлежит среда, в которой протекает коррозионный процесс, т. е. химический состав и температура воды транспортных рек, а также скорость движения воды относительно корпуса судна.

К внутренним факторам следует отнести химический состав и структуру металла корпуса судна, состояние поверхности, а также внутренние напряжения и деформации, появление которых связано с технологией постройки, ремонта и условиями эксплуатации судна.

Из внешних факторов, влияющих на коррозионный процесс обшивки корпуса судна, наибольшее значение имеет химический состав воды, т. е. концентрация растворенных в ней солей, кислот и щелочей, и наличие в акваториях блуждающих токов, размер которых зависит от степени энерговооруженности судоремонтных предприятий, портов и самого флота.

Движение воды имеет также существенное значение. С одной стороны, оно, способствуя удалению продуктов коррозии, ускоряет тем самым этот процесс. С другой стороны, усиление доставки к катодным участкам свежего кислорода во время движения воды стремится ослабить анодное растворение металла. В этом случае процесс протекает с кислородной деполяризацией и скорость его в значительной степени зависит от скорости диффузии кислорода на поверхности металла.

Коррозионное разрушение заметнее проявляется у поверхности воды в районе переменной ватерлинии и на выступающих частях корпуса, где обычно повышены скорости обтекания и есть наклеп, т. е. на кормовом подзоре, скуловых листах, острых углах, кромках листов и т. д. Кроме того, силовые линии любых электрических полей блуждающих токов всегда концентрируются на выступающих и скуловых частях корпуса судна.

Влияние скорости обтекания на интенсивность коррозионного процесса связано с содержанием свободного кислорода в жидкости и удалением защитных пленок. Исследования показали, что интенсивность процесса значительно меньше зависит от концентрации солей в растворе, чем от скорости движения жидкости. Так, при неизменной концентрации раствора и скорости движения жидкости 11 м/с интенсивность возрастает примерно в 50 раз по сравнению с интенсивностью коррозионного процесса в спокойной воде.
Из приведенных данных видно, что коррозия развивается не только во время отстоя и ремонта судов, но в основном— в процессе эксплуатации.

Из внутренних факторов, интенсивно влияющих на коррозионный процесс корпуса, наиболее существенны состояние поверхности корпуса, т. е. наличие окалины на обшивке корпуса, качество подготовки поверхности обшивки под окраску, а также качество окрасочных работ.

Организация индивидуальных и групповых туров

Яндекс.Метрика