Оснастка для стапельной сборки

Стапельные работы в судостроении сравнительно мало механизированы (10—15%) и относятся к виду трудно механизируемых работ. Рассмотрим подробнее основные виды оснастки и оборудования.

Опорные устройства служат для опоры и поддержания в заданном положении отдельных частей и корпуса в целом, а также для наведения секций и блоков при стыковании. При постройке судна с передвижкой по позициям очень часто стапельные тележки являются одновременно и опорными устройствами.
Простейшими опорными устройствами на стапеле являются киль-блочные металлические тумбы, которые снабжены опорными деревянными клиньями. Последние позволяют осуществить вертикальное перемещение секции и блоков при стыковании.

Количество тумб должно быть таким, чтобы давление на поверхность кильблоков не превышало 5 кгс/см2. Взамен недолговечных и сминающихся деревянных клиньев следует применять специальные металлические клиновые опоры.

Кильблоки опорных устройств могут быть быстроразборными. Для разборки таких кильблоков достаточно выбить клин запорного устройства. Для постройки небольших судов применяют винтовые домкратные тумбы, головка домкратов которых служит опорой для брусьев, укладываемых в продольном и поперечном направлениях на стапеле. Для облегчения регулировки положения секций по высоте (в пределах 100—300 мм) на некоторых заводах применяют гндродомкратные стапельные тумбы. На сферическом конце плунжера гидродомкрата смонтирован самоуста-навливающийся наголовник с площадкой для укладки на нем деревянного бруса.

При постройке судов поточно-позиционным методом стапельное место оборудуют несамоходными и самоходными транспортными тележками грузоподъемностью 75—150 т. Подъемные платформы этих тележек позволяют также регулировать секции по высоте. При этом платформа может наклоняться за счет сферической опоры и обеспечивать возможность сборки корпусов со сложными обводами.

Гидродомкратные тумбы, работающие от общей гидронасосной системы, образуют механизированный стапель.

Наиболее совершенными являются стапели, оборудованные автоматической системой дистанционного контроля за положением корпуса и с дистанционным управлением механизированными опорными устройствами. Такой стапель снабжен по длине и ширине несколькими датчиками, фиксирующими положение корпуса в различных его точках. Регистрация показаний датчиков производится на приборах, установленных в насосной станции, обслуживающей гидравлические опорные устройства.

При постройке судов большими сериями для формирования оконечностей применяют стапель-кондукторы с постоянными или съемными лекалами, которые служат опорой и одновременно средством контроля формируемых обводов. При подготовке стапелей к закладке судна стапель-кондукторы устанавливают на опорные устройства и тщательно проверяют их положение.

Сборочные приспособления, применяемые для стапельной сборки, обеспечивают, главным образом, доводочное перемещение секций при стыковании, а также выравнивание и совмещение монтажных кромок относительно друг друга. Перемещение секций можно выполнять с помощью различных стяжек (талрепов) и домкратов: винтовых, гидравлических и пневмогидравлических.

Для совмещения кромок листов обшивки применяют приспособления. По степени механизации эти приспособления можно разделить следующим образом:

  • с ручным гидронасосом;
  • с раздельным исполнением гидронасоса и рабочего силового элемента;
  • универсальные пневмогидравлические;
  • электромагнитные с ручными прижимами или малогабаритными домкратами;
  • немеханизированные (гребенки с клиньями, скобы с крюковыми захватами, винтовые прижимы и т. д.).

Установка лесов и трапов. Каждое стапельное место должно быть оборудовано судостроительными лесами: наружными, установленными с наружной стороны корпуса, и внутренними, используемыми для работы в отсеках судна.

Конструкция лесов должна обеспечивать: достаточную прочность, удобство и безопасность работы, быстроту сборки и разборки.

В зависимости от стапельного места, формы обводов, размерений и количества строящихся судов применяют следующие типы лесов:

  • стационарные наружные леса по всей длине судна;
  • универсальные разборные стапельные леса (из отдельных деталей и узлов);
  • передвижные стапельные леса из секций;
  • подвесные леса и люльки; механизированные площадки.

Для прохода людей служат маршевые трапы, которые устанавливают на специальных консолях или монтируют в секциях лесов.

Яндекс.Метрика