Подготовка корпуса к механомонтажным работам

Сокращение сроков строительства судов зависит от готовности корпуса для выполнения работ по монтажу механического оборудования изоляции, обстройке и оборудованию помещений, отделке и др.

Перенесение части работ по подготовке корпуса со стапеля на участки предстапельной сборки в секции и блоки является основным решением этой задачи.

Подготовка корпуса к механомонтажным работам связана с установкой фундаментов под главные двигатели и базовых конструкций валопроводов, баллеров рулей и др.

Пробивка осевых линий. При установке фундаментов под главные двигатели и подшипники валопроводов, концевых кронштейнов, гельмпортовых труб, мортир, дейдвудов и других базовых конструкций выполняют сложную и трудоемкую работу при пробивке осевых линий.
Положение опорных поверхностей базовых конструкций строго контролируют относительно осей, поэтому пробивка осевых линий их должна быть выполнена с максимальной точностью.

Пробивка осевых линий вала на стапеле при секционной постройке судна допускается только в том случае, если закончены основные сборочно-сварочные работы по корпусу в кормовой оконечности и в районе машин но-котельного отделения, а также проведены гидравлические испытания отсеков на непроницаемость.

Осевую линию пробивают между двумя точками: начальной, расположенной на носовой переборке машинного отделения, и конечной, находящейся сзади кормового торца кронштейна гребного вала. Пробивку линии вала можно выполнить натягиванием струны (стеклпня) по оси валопровода. При большой протяженности валопроводов линии пробивают с помощью светового луча или визирования оптическими трубами.

Кормовую стойку для мишеней (или шергень) устанавливают на стапеле по координатам с плаза или чертежа, не связывая с корпусом, поскольку последний может деформироваться от технологических или температурных напряжений.

При пробивке световым лучом на переборках, через которые будет проходить валопровод, вначале намечают точки пересечения их с осевой линией и вырезают отверстия диаметром 50 мм. На носовой стойке закрепляют мишень с отверстием 2—2,5 мм, а за ней — металлический ящик с источником света (лампа 500—1000 Вт).

Процесс пробивки световой линии заключается в наведении отверстий мишеней промежуточных стоек на световой луч, проходящий через отверстия крайних мишеней. Работу выполняют двое рабочих: один перемещает мишень по команде другого, наблюдающего за появлением луча в отверстии кормовой мишени. Наводить мишень следует со средней промежуточной стойки, тогда уменьшаются погрешности.

Пробивка осевой линии с помощью светового луча имеет ряд недостатков: рассеивание луча, необходимость работать в темное время и др.
Этих недостатков лишены оптические способы пробивки осевой линии с помощью нивелира, теодолита и специальной визирной трубы ВТ-4. Трудоемкость работ сокращается в 3—4 раза.

Труба нивелира или теодолита, установленных за кормой, вначале должна быть сцентрирована с мишенью на кормовой стойке с помощью центрователя, надетого на оправу объектива, затем с носовой мишенью. Промежуточные мишени устанавливают в направлении от носа к корме путем совмещения их перекрестий с перекрестием трубы. После закрепления мишеней по осевой линии натягивают струну, продетую через отверстия мишеней. Натяжение струны создает груз массой около 15 кг.

Яндекс.Метрика