Применение кренования и дифферентования

Применение кренования и дифферентования для частичного обнажения корпуса возможно только после проверки расчетом прочности и остойчивости судна. Производить одновременно кренование и дифферентование не следует во избежание появления чрезмерных напряжений и остаточных деформаций в конструкциях корпуса судна.

Кессоны представляют собой ящики различной конструкции и формы, устанавливаемые на поврежденные участки корпуса, верхние части которых при поджатии к судну выступают над уровнем воды. После обжатия кессона и удаления воды из кессонного пространства обеспечивается доступ к поврежденному участку корпуса. Кессоны могут быть временные и постоянные. Временные кессоны могут быть деревянными и металлическими. Наиболее просты водонепроницаемые деревянные ящики, применяемые для ремонта плоского днища. Плотное прилегание ящика к корпусу обеспечивают его верхние кромки, обшитые парусиновыми подушками толщиной 80—100 мм, заполненными кошмой. К корпусу судна ящики крепятся тросами. После завершения ремонта поврежденного участка корпуса ящик заполняют водой через специальное отверстие и с помощью тросов выводят из-под корпуса судна.

Постоянные кессоны могут быть носовыми, кормовыми, бортовыми и кессон-доками. Современные металлические кессоны оборудованы силовой и компрессорной установками, балластными насосами, сварочными аппаратами и другими механизмами, что создает им автономность при производстве ремонтных работ. Кессондоки отличаются от двухбашенных доков несколько меньшими размерами и наличием торцевых стенок с лекальными вырезами.

Судонатаска представляет собой устройство для частичного подъема судна на берег и состоит из смонтированного на шпалах рельсового пути, подъемной тележки и канатной тяговой лебедки. Монтируют судонатаски на береговой площадке, имеющей уклон к воде от 1 : 8 до 1 : 12, на которой устанавливают один или два ряда (в зависимости от ширины поднимаемого судна) рельсовых путей, частично опускаемых под воду на глубину, превышающую суммарную высоту подъемной тележки и осадки судна, и балластируют для предотвращения всплытия. Береговую часть рельсового пути и тяговую лебедку крепят на берегу. С помощью судонатаски можно приподнять кормовую или носовую часть судна для производства аварийного ремонта. При большой осадке корпуса можно произвести предварительное дифферентование судна.

Вымораживание отдельных участков корпуса и винторулевого комплекса для устранения повреждений производят на реках Севера и Востока нашей страны, где в течение зимы наблюдаются устойчивые морозы и отсутствуют резкие колебания уровня воды. Процесс выморозки заключается в постепенной выборке льда для доступа к поврежденному участку подводной части корпуса судна. Выборка льда приводит к созданию искусственных условий, при которых поток тепла от воды через лед в окружающую среду значительно возрастает и ускоряется процесс намораживания льда с нижней стороны.

В зависимости от места выполнения и вида ремонтных работ (заварка трещин, замена поврежденных участков обшивки и набора, ремонт гребного устройства) вымораживают участки в виде тупых колодцев, расположенных вдоль борта, разделенных между собой поперечными ледяными перемычками, или проходных колодцев, идущих под корпусом судна от одного до другого борта.

Выморозочные колодцы обычно имеют высоту 0,8—1,0 м, длину 2—3 м и ширину 1—1,5 м. Между ними оставляют ледяные перемычки шириной до 0,6 м, которые служат опорами для корпуса и предотвращают затопление всей выморозки при проколе льда в одном из колодцев.

Выморозку можно начинать при толщине льда 30 см, если вокруг судна (или группы судов) произведены околочные работы. В корпусе неоколотого судна возникают напряжения от действия ледяного покрова при колебаниях горизонта воды, температуры воздуха, вследствие образования ледяной чаши под днищем, что может привести к образованию трещин в перемычках выморозочных колодцев и их затоплению.

Яндекс.Метрика