Простая разметка и проверка стапельного места

Наиболее проста разметка и проверка стапельного места с помощью рулетки и метра, веска и шланговых ватерпасов. Закладные планки обычно бетонируют в основании стапеля и на них наносят линию ДП (по струне или стеклиню) и линии шпангоутов. Риски базовой горизонтальной плоскости наносят с помощью шлангового ватерпаса на бортовых стойках.

Разметка с помощью простейшего проверочного и измерительного инструмента не дает достаточной точности, поэтому переходят к разметке с помощью оптических приборов (теодолитов, визирных труб, нивелиров и др.)

Горизонтальность базовой плоскости проверяют теодолитом, настроенным на режим нивелирования, при котором зрительная труба устанавливается строго горизонтально и вращается вокруг вертикальной оси. На бортовых стойках наносят риски положения базовой плоскости; риски реперов или нулевые положения их шкалы намечают при помощи визирования и специальных реек с делениями. Для проверки рисок ДП и мидель-шпангоута теодолит центрируют в точке пересечения линии ДП и мидель-шпангоута. Риски на закладных планках для других шпангоутов наносятся металлической рулеткой. Перпендикулярность к ДП других шпангоутов можно проверить теодолитом, перенесением и центрированием его в точках пересечения линий этих шпангоутов с линией ДП.

При пользовании визирной трубой применяют специальные прозрачные оптические мишени для нахождения точек, лежащих в ДП или на соответствующих реперах.

При сборке монтажного стыка проверяют:

  • совмещение кромок — замером линейкой, метром или щупом; разностенность  кромок полотнищ смежных секций не должна превышать 0,5 мм при толщине до 4 мм и 1 мм при толщине от 4 до 10 мм;
  • прямолинейность набора — замером по нитке или шергеню, установленным в плоскости шпангоута;
  • несовпадение связей, разделенных листом, — замером при помощи метра;
  • монтажную шпацию — замером рулеткой или метром.

При установке на стапеле днищевых секций их проверяют:

  • по длине — совмещением линий шпангоутов, нанесенных на наружной обшивке секции с рисками на планках стапеля;
  • по полушироте — совмещением линии ДП, нанесенной на наружной обшивке секции, с линией ДП на планках стапеля;
  • по высоте — совмещением основной линии секции с рисками базовой плоскости, вынесенной на бортовые стойки;
  • по крену — совмещением в одной плоскости горизонтальных контрольных линий, нанесенных на обшивке, например линий настила второго дна.

При установке на стапеле бортовых секций их проверяют:

  • по длине — совмещением шпангоутов борта и днища или совмещением контрольных линий шпангоутов, нанесенных на днищевой и бортовой секциях;
  • по полушироте — совмещением линии верхней палубы с соответствующей линией полушироты, нанесенной на закладных планках или поперечном шергене;
  • по высоте — совмещением контрольной линии, нанесенной на наружной обшивке секции по крайним шпангоутам, с соответствующими рисками бортовых рисок стапеля.

При установке на стапеле поперечных переборок их проверяют:

  • по длине — совмещением нижней кромки переборки с линией разметки соответствующего ей шпангоута, нанесенного на настиле второго дна или на наружной обшивке;
  • по полуш кроте — совмещением линий ДП, нанесенных на переборке и днищевой секции;
  • по высоте — совмещением горизонтальной линии, нанесенной на переборке с соответствующей риской бортовой стойки стапеля;
  • на вертикальность — параллельностью плоскости переборки с плоскостями шпангоутов.

При установке на стапеле палубных секций их проверяют:

  • по длине — совмещением контрольных линий шпангоутов, нанесенных на палубе и на наружной обшивке бортов, а также совмещением бимсов с бортовыми шпангоутами;
  • по полушироте — совмещением при помощи веска линий ДП, нанесенных на настиле палубы и на настиле второго дна (или на днищевой обшивке);
  • по высоте — совмещением бортовых кромок палубной секции с теоретической линией палубы, нанесенной на секциях бортов.
Яндекс.Метрика