Разбивка корпуса судна на плазе

Конструкторские бюро чертежи корпусов судов выполняют обычно в масштабе 1 : 25, 1 : 50 или 1 : 100. При изготовлении детален и конструкций корпуса по таким чертежам неизбежны масштабные ошибки. Кроме того, эти чертежи не всегда содержат все данные, необходимые для определения точной формы и размеров деталей и конструкций, так как, например, теоретические чертежи выполняют лишь по части сечения шпангоутов, ветерлиний и батоксов.

Поэтому на плазе завода вычерчивают теоретический чертеж корпуса судна в натуральную величину в трех проекциях. Используя такой чертеж, снимают плазовые данные, заносят их в таблицы, вычерчивают эскизы или изготовляют необходимую оснастку для выполнения корпуснозаготовительных, корпусносборочных и других работ.

Плазовые работы — ответственная операция. Недостаточная точность их выполнения может привести к браку. Поэтому по установленному в Минречфлоте РСФСР порядку разбивку корпуса на плазе должен принять проектант по акту.

Плаз представляет собой помещение со специально подготовленным ровным полом, обычно набранным из деревянных квадратных брусков или уложенных на ребро досок, которые чисто строгают, выверяют по шергеню во всех направлениях, грунтуют, шпаклюют и окрашивают масляной краской серого цвета.

Плаз должен иметь хорошее естественное и искусственное освещение, и в нем должны поддерживаться постоянные температура и влажность.

При разбивке корпуса судна на плазе используют теоретический чертеж корпуса, таблицу плазовых ординат, чертеж растяжки наружной обшивки, схему разбивки корпуса на секции, рабочие чертежи секций и др.

Основными этапами разбивки корпуса на плазе являются:

Пробивка основной линии (ОЛ) и построение сетки на всех трех проекциях. ОЛ пробивают обычно по струне. Сетку строят, восстанавливая перпендикуляры к ОЛ и ДП по всем шпангоутам, ватерлиниям и батоксам. Точность построения сетки устанавливают сопоставлением измеренных размеров диагоналей прямоугольников, сторонами которых являются ОЛ, ДП с их расчетными значениями.

Разбивка и согласование обводов корпуса на всех трех проекциях. Разбивку обводов начинают с нанесения: палубной и бортовой ли-ний, очертаний носа и кормы, мидель-шпангоута. Затем откладывают ординаты по всем шпангоутам, батоксам, ватерлиниям, накалывая точки иглой.

Согласование обводов выполняют сначала на двух проекциях — обычно на проекциях бок и полуширота. На одной из этих проекций карандашом прочерчивают по рейке плавные кривые линии обводов так, чтобы они проходили через большинство наколотых точек. Точки пересечения этих линий с соответствующими линиями сетки переносят на вторую проекцию, где также карандашом прочерчивают линии обводов с наименьшим отступлением от точек начальных координат.
С этих проекций снимают ординаты и переносят на проекцию корпус, на которой прочерчивают шпангоуты.

При выпадении отдельных точек исправляют обводы на всех трех проекциях до получения плавности линий пробивкой рыбин — следов пересечения корпуса плоскостями, наклоненными к основным плоскостям судна, с последующим их развертыванием и построением в виде кривых линий, которые также должны быть плавными.

Нанесение конструктивных элементов корпуса — пазов и стыков обшивки, настилов палуб, переборок, набора фундаментов, штевней, выкружек гребных валов и других элементов — выполняют аналогично. При этом пользуются рабочими чертежами и дополнительно изготовляют деревянную масштабную блокмодель половины корпуса.

После выполнения всех вышеуказанных работ плазовую разбивку считают законченной и составляют плазовую книгу, в которую вносят ординаты корпуса по ватерлиниям и батоксам для всех практических шпангоутов, а так же координаты теоретических линий основных связей корпуса (палуб, второго дна и др.).

Вычерчивают линии на плазе сначала карандашом, а затем все линии теоретического чертежа (кроме вспомогательных) обводят специальной плазовой краской.
После окраски линий теоретического чертежа на нем размечают толщины деталей корпуса. При этом придерживаются следующих правил (в соответствии с ГОСТ 2419—68):

а)  листы наружной обшивки металлических судов располагают наружу от теоретических линий;

б) листы палуб, платформ, настила второго дна и горизонтального набора (шельфы переборок и бортовые стрингеры) располагают вверх от теоретических линий;

в) продольный днищевой и подпалубный набор (стрингеры, карлингсы) располагают к борту от теоретических линий (исключение составляют вертикальный киль и карлинге в ДП, которые располагают по обе стороны теоретической линии);

г)  флоры, шпангоуты и бимсы в носовой части судна располагают в нос от теоретических линий, а в кормовой части — в корму от теоретических линий (исключение составляют флор, шпангоут и бимс, устанавливаемые на мидель-шпангоуте, теоретическая линия которых считается с кормовой стороны).

Разбивают корпус на плазе с помощью обычного мерительного и чертежного инструмента: линеек, стальных рулеток, циркулей, штангенциркулей, транспортиров, угольников, рейсфедеров и др.

Применяют также специальные приспособления: параллельные линейки для вычерчивания параллельных линий, шарнирные рейки для перенесения точной формы кривых линий и др.

Для прочерчивания кривых линий используют рейки с грузами для фиксации их в требуемом положении.

Яндекс.Метрика