Сборка и сварка секций

Сборка и сварка секций корпуса и надстроек—основные процессы постройки судна. Трудоемкость изготовления секций составляет более половины от общей трудоемкости сборки и сварки корпуса.

Технологическая оснастка для изготовления секций. Расчленение корпуса на секции и установка их в удобное для сборки положение определили потребность в такой технологической оснастке, которая бы создавала базовую опору и фиксировала сложные обводы судового корпуса, обеспечивала взаимозаменяемость всех изготовляемых на ней секций. Основными видами оснастки для изготовления секций являются стенды, постели и кондукторы, снабженные различными приспособлениями и переносными средствами механизации. Их сложность и конструктивные особенности определяют прежде всего опорные поверхности секции. Если эта поверхность плоская, то для сборки и сварки секций достаточно иметь ровные площадки или плиты, позволяющие устанавливать на них различные приспособления (упоры, фиксаторы и др.).

Для сборки секций с неплоскими опорными поверхностями необходимы стенды и постели, снабженные лекалами (сменными или постоянными) с формой обводов соответствующих шпангоутов и продольных сечений корпуса.

При сборке объемных секций с очень сложными обводами в качестве опорных устройств применяют кондукторы, воспроизводящие также форму обводов корпуса.

Сборочные плиты изготовлены в виде ровных металлических поверхностей, образованных листовым или профильным прокатом, возвышающихся на 500—600 мм над уровнем пола цеха. За последние годы стали применять сборочные плиты с железобетонным основанием, что позволяет экономить металл.

Пазы сборочных плит используют для установки приспособлений и инструмента, применяемых при сборке. Часто на плитах устанавливают подкладки и упоры для образования определенных обводов собираемых секций. Тогда плита превращается в простейшую постель для сборки и сварки секций одного типа.

Постели являются сложными и металлоемкими изделиями. Поэтому перед проектированием обосновывается экономическая целесообразность применения того или иного вида постели: при крупносерийной постройке судов конструкции постелей более массивные, предназначенные для многократного использования; при малосерийной постройке — облегченные и универсальные.

В практике судостроения могут встретиться и другие виды постелей. Основное направление при их проектировании: унификация, сокращение расходов металла, достижение быстроты переналадки и уменьшение трудоемкости при изготовлении.

Кондукторы и стапель-кондукторы предназначены для сборки и сварки объемных секций оконечностей и блоков секций. Кондукторы воспроизводят требуемые (лекальные) обводы, а также обеспечивают возможность установки и контроля узлов, плоскостных секций и подсекций, из которых собирают объемные конструкции. Кондукторы, предназначенные для сборки объемных секций форпика и ахтерпика, оборудованы специальными устройствами для центровки вертикальных и горизонтальных струн, представляющих осевые линии валопровода и баллеров рулей, а также для проверки вертикальности форштевня. В кондукторах устанавливают значительно меньшее число лекал, образующих базовую поверхность, так как подаваемые на сборку узлы, секции и подсекции имеют значительную жесткость и в большом количестве опор не нуждаются.

Приспособления, которыми оснащают сборочные плиты, постели и кондукторы, бывают постоянные и переносные. Постоянные приспособления обеспечивают прижим и фиксацию положения кромок листов, прижим концов набора и фиксацию положения концов набора относительно кромок обшивки (рис. 49, «). К этим приспособлениям также относятся ограничительные упоры (бобышки), разметочные планки и др.

Переносные приспособления обеспечивают стягивание сопряжений внутри секций. Для подтягивания обшивки к лекалам стенда применяют винтовые или гидравлические талрепы с приварными обухами.

Яндекс.Метрика