Технология разметки корпусных деталей

Размечают обычно листовые и профильные детали, вырезаемые на механическом оборудовании (гильотинных ножницах, пресс-ножницах и др.), ручными газовыми резаками и в ряде случаев с помощью газорезательных полуавтоматов. Не размечают листовые детали, вырезаемые на автоматических газорезательных машинах по копирщитам, копир-чертежам или по программе, а также детали, которые можно и целесообразно штамповать, вырезать по упорам, фиксаторам и пр.

Конфигурация и размеры размеченных деталей должны соответствовать чертежным или плазовым данным. Размечают вручную, с помощью шаблонов и фотопроекционным способом.

Ручная разметка. Ее применяют при ремонте и постройке единичных или мелкосерийных судов. Лист укладывают на разметочный стол и, пользуясь разметочным инструментом (линейка, угольник, транспортир, циркуль и др.), намечают на нем контуры деталей. Прямые линии деталей большой длины отбивают по намеченным точкам меловой ниткой, а деталей небольшой длины прочерчивают чертилкой по линейке. Кривые линии деталей большой длины прочерчивают по гибкой рейке, устанавливаемой по намеченным точкам и прижатой к листу грузами, а деталей небольшой длины — по гибкой шарнирной линейке. Линии окружностей или дуг окружностей прочерчивают циркулем.

Для облегчения процесса разметки, помимо универсального, применяют специальный разметочный инструмент. На круглом хвостовике горизонтальной линейки нанесена угловая шкала с делениями от 0° до 180°, а на вертикальной линейке — линейная шкала. По вертикальной линейке перемещается каретка с чертилкой. Для фиксации каретки в требуемом положении служит стопорный винт.

С помощью этого прибора можно прочерчивать на листах прямые линии, сопрягаемые под любым углом, и дуги окружностей, не пользуясь другим инструментом, что сокращает трудоемкость разметки.

Прочерченные на листах линии кернят. Кернение можно выполнять вручную или пневматическим кернером. В судостроении принята следующая система условного кернения различных линий. Прямые линии контура детали кернят с интервалом 30—80 мм, зависящим от их длины. Кривые линии контура детали кернят с интервалом 20—35 мм, зависящим от их длины, кривизны и сложности вырезов. В местах сопряжения (углах) линии контура детали кернят с интервалом 10—20 мм на 100—200 мм длины в каждую сторону.

Линии контура вырезов внутри детали кернят с интервалом 10— 30 мм, зависящим от их размеров. Осевые линии вырезов кернят двумя кернами с интервалом 5—5 мм на расстоянии 20—25 мм от контура выреза в каждую сторону. Линии сломов прокернивают двумя кернами с интервалом 10—15 мм, расположенными у кромок детали на расстоянии 25 мм при длине до 400 мм или 50 мм при длине до 800 мм. При длине линии слома более 800 мм, кроме концевых кернов, ставят промежуточные с интервалом 300—400 мм. Линии, указывающие места приварки смежных деталей, кернят тремя кернами, расположенными на расстоянии 5—5 мм друг от друга с интервалом 500—800 мм, зависящим от их длины.

Яндекс.Метрика