Узловая сборка и сварка

Наиболее простыми элементами предварительной сборки корпуса являются узлы — технологически законченные части конструкции, из которых в последующем собирают и сваривают секции или корпус судна.

Узлы состоят из двух и более деталей, составляющих балочные, фундаментные, рамные и бракетные конструкции, а также листовые полотнища. Изготовление их сравнительно легко поддается механизации и автоматизации, в особенности для корпусов плоскодонных судов с большой цилиндрической частью.

Для изготовления узлов, в зависимости от степени механизации, существуют следующие способы: свободная сборка и сварка; кондукторная сборка и сварка; станочная сборка и сварка; сборка на поточных линиях.

Свободную сборку узлов можно выполнять на универсальных сборочных плитах или просто на ровных площадках цеха.

Целесообразность такой сборки может быть оправдана только экономическими соображениями — при очень малой серин строительства судов. В большинстве же случаев свободную сборку следует заменять на кондукторную или станочную, при которых экономия труда составляет более 40%.

При свободной сборке все операции выполняют вручную.

В процессе свободной сборки выполняют следующие операции:

  • разметку установочных линий;
  • установку деталей по рискам разметки;
  • стягивание сопряжений для обеспечения сварочных зазоров;
  • проверку и корректировку положения деталей;
  • прихватку деталей друг с другом.

Процесс сварки узлов связан с кантовкой их в удобное для сварки положение.

Узлы, имеющие сложные обводы (рамки, бракеты, скелетный набор и др.), проверяют при сборке по шаблонам или рабочему плазу, однако точность изготовления при этом невысока. При свободной сборке для повышения производительности труда и качества применимы временные переносные приспособления (упоры, фиксаторы, струбцины и др.). При свободной сборке и сварке допускаются следующие' отклонения: смещение стенок и ребер ±2 мм на 1 м длины, перекос поясков 4 мм, волнистость стенок ±2 мм на 1 м длины, изменение длины и ширины узла ± 2 мм; неперпендикулярность элементов ±3 мм при высоте стенки до 0,5 м и ±4 мм — при большей высоте; отклонение криволинейных кромок от шаблона ±2 мм.

Наиболее применимые приемы уменьшения сварочных деформаций:

  • придание обратных «выгибов» (изгиб узла в сторону, обратную ожидаемым деформациям);
  • закрепление к жесткой плите при сварке;
  • назначение оптимального порядка выполнения сварки (одновременная работа нескольких сварщиков, сварка «вразброс» или обратно-ступенчатыми швами, от середины к концам и др.).
Яндекс.Метрика