Поперечный свободный спуск

В основу поперечного спуска положен принцип свободного движения судна по наклонной плоскости под действием собственного веса. Конструкция спусковых устройств при этом способе значительно проще и спусковые дорожки короче, чем при продольных спусках. Сокращению протяженности дорожек способствуют большой уклон и применение особых разновидностей поперечного спуска: спуск прыжком, спуск броском и спуск с помощью понтона.

В зависимости от расположения стапельных мест поперечный спуск можно осуществлять по нескольким схемам.

  1. Спуск непосредственно с места постройки (стапеля) происходит при помощи спусковых устройств, состоящих из нескольких поворотных балок (балансирных столов) и являющихся одновременно опорной поверхностью строительного стапеля.
    Устройство, состоит из поворотной балки, поддерживаемой на удлиненном конце в сторону пусковых дорожек гидравлическим домкратом, шарнирной опоры и куркового зажима. Под действием опрокидывающего момента от веса судна балка наклоняется до совмещения спусковых салазок со спусковыми дорожками. Затем с помощью пневмоцилиндров освобождают курки задержников, и судно по насаленным дорожкам спускается на воду.
  2. Спуск с перемещением судна на спусковые косяки. Для спуска судно на судовозных тележках перемещают на предспуско-вую позицию, где под него заводят косяки и спусковые полозья, закрепляемые специальными задержниками. Судно с тележек пересаживают на спусковые полозья и приспускают с помощью лебедок на спусковую позицию, откуда производится свободный спуск по насаленным дорожкам.

Увеличение площади опоры полозьев влечет за собою увеличение веса спускового устройства и, следовательно, его стоимости. Поэтому целесообразнее второе. Для насалки используют недефицитные продукты.

Особенностью поперечного свободного спуска является то, что с момента начала движения судна по спусковым дорожкам процесс спуска становится практически неуправляемым.

С момента входа корпуса в воду в направлении движения появляется сила сопротивления, а в вертикальном направлении — сила поддержания. Судно не только движется поступательно, но начинает вращаться вокруг продольной оси, проходящей через центр тяжести его поперечного сечения.

При равенстве веса и сил поддержания судно всплывает.

Поперечный спуск состоит из операций:

  • подготовки стапеля и спускового устройства;
  • составления спускового расписания и распределения рабочих, участвующих в спуске;
  • осмотра водолазами подводной части спусковых дорожек;
  • просушки дорожек и полозьев, нанесения насалки;
  • перемещения на спусковую позицию судна с помощью тележек и специальной лебедки;
  • заводки и закрепления под судном полозьев;
  • устройства тросовой проводки для предупреждения заносов оконечностей;
  • подъема судна гидравлическими домкратами и окончательной установки на штатных местах полозьев вместе с установленными на них кильблоками;
  • закрепления полозьев на задержники и установки специальных закусок;
  • пересадки судна на спусковое устройство с помощью гидравлических домкратов и выкатывание транспортных тележек из-под судна.

После спуска судна специальная бригада, прибывшая с буксиром, производит тщательный осмотр отсеков всплывшего судна и устраняет замеченные дефекты. Судно переводят к пирсу для достройки и испытаний.

Яндекс.Метрика