Поперечный свободный спуск

В основу поперечного спуска положен принцип свободного движения судна по наклонной плоскости под действием собственного веса. Конструкция спусковых устройств при этом способе значительно проще и спусковые дорожки короче, чем при продольных спусках. Сокращению протяженности дорожек способствуют большой уклон и применение особых разновидностей поперечного спуска: спуск прыжком, спуск броском и спуск с помощью понтона.

В зависимости от расположения стапельных мест поперечный спуск можно осуществлять по нескольким схемам.

  • Спуск непосредственно с места постройки (стапеля) происходит при помощи спусковых устройств, состоящих из нескольких поворотных балок (балансирных столов) и являющихся одновременно опорной поверхностью строительного стапеля.
    Устройство, состоит из поворотной балки, поддерживаемой на удлиненном конце в сторону пусковых дорожек гидравлическим домкратом, шарнирной опоры и куркового зажима. Под действием опрокидывающего момента от веса судна балка наклоняется до совмещения спусковых салазок со спусковыми дорожками. Затем с помощью пневмоцилиндров освобождают курки задержников, и судно по насаленным дорожкам спускается на воду.
  • Спуск с перемещением судна на спусковые косяки. Для спуска судно на судовозных тележках перемещают на предспуско-вую позицию, где под него заводят косяки и спусковые полозья, закрепляемые специальными задержниками. Судно с тележек пересаживают на спусковые полозья и приспускают с помощью лебедок на спусковую позицию, откуда производится свободный спуск по насаленным дорожкам.
  • Увеличение площади опоры полозьев влечет за собою увеличение веса спускового устройства и, следовательно, его стоимости. Поэтому целесообразнее второе. Для насалки используют недефицитные продукты.

    Особенностью поперечного свободного спуска является то, что с момента начала движения судна по спусковым дорожкам процесс спуска становится практически неуправляемым.

    С момента входа корпуса в воду в направлении движения появляется сила сопротивления, а в вертикальном направлении — сила поддержания. Судно не только движется поступательно, но начинает вращаться вокруг продольной оси, проходящей через центр тяжести его поперечного сечения.

    Читайте также:  Судовые системы и технологии

    При равенстве веса и сил поддержания судно всплывает.

    Поперечный спуск состоит из операций:

    • подготовки стапеля и спускового устройства;
    • составления спускового расписания и распределения рабочих, участвующих в спуске;
    • осмотра водолазами подводной части спусковых дорожек;
    • просушки дорожек и полозьев, нанесения насалки;
    • перемещения на спусковую позицию судна с помощью тележек и специальной лебедки;
    • заводки и закрепления под судном полозьев;
    • устройства тросовой проводки для предупреждения заносов оконечностей;
    • подъема судна гидравлическими домкратами и окончательной установки на штатных местах полозьев вместе с установленными на них кильблоками;
    • закрепления полозьев на задержники и установки специальных закусок;
    • пересадки судна на спусковое устройство с помощью гидравлических домкратов и выкатывание транспортных тележек из-под судна.

    После спуска судна специальная бригада, прибывшая с буксиром, производит тщательный осмотр отсеков всплывшего судна и устраняет замеченные дефекты. Судно переводят к пирсу для достройки и испытаний.