Применение лакокрасочных материалов

Лакокрасочные материалы применяют для:

  • защиты металлических конструкций (корпусов, надстроек, механизмов и т. д.) от коррозионных разрушений;
  • защиты древесины конструкций и изделий от гниения, водонабухания и поражения древоточцами;
  • обеспечения судовым поверхностям необходимого цвета и декоративного вида.

Кроме того, некоторые краски выполняют специальные функции, например предохраняют подводную часть корпусов морских судов от обрастания морскими организмами (ракушками, водорослями). Судовые лакокрасочные материалы должны:

  • обладать хорошей кроющей способностью, т. е. наноситься на любые поверхности без снижения защитной способности и долговечности и быстро высыхать при любой температуре;
  • быть простыми в употреблении, т. е. способными к нанесению всеми средствами;
  • обладать минимальной токсичностью и пожаробезопасностью в процессе приготовления и нанесения.

Требования к покрытиям определяют условия эксплуатации. Например, на подводной части водоизмещающих судов покрытия должны быть водостойкими, а у судов на подводных крыльях и на воздушной подушке — еще и атмосферостойкими.

Покрытия переменных ватерлиний должны быть водостойкими, атмосферостойкими, износоустойчивыми и стойкими к имеющимся на воде нефтепродуктам. Для надводного борта, палуб и надстроек допускается применять атмосферостойкие покрытия, сохраняющие длительное время цвет и глянец.

Для окраски судов широко используются натуральные (масляные) и синтетические окрасочные материалы. Масляные окрасочные материалы просты в приготовлении и нанесении, но покрытия на их основе имеют ряд существенных недостатков: низкую водостойкость, нестойкость к химическим агрессивным веществам, быструю потерю эластичности и глянца, загрязняемость и т. д. Поэтому их вытесняют синтетические окрасочные материалы. К наиболее распространенным судовым синтетическим окрасочным материалам относят: пентафталевые, глифталевые, виниловые, поливинилбутиральные, фенольно-формальдегидные, эпоксидно-этинолевые, этинолевые, этинолево-виниловые.

Приготовление окрасочных материалов перед употреблением состоит в тщательном перемешивании для устранения осадка пигментной части, процеживании и разбавлении соответствующими растворителями до необходимой рабочей вязкости, зависящей от того, каким инструментом их будут наносить. Рабочую вязкость определяют с помощью специальной воронки — вискозиметра ВЗ-4 и оценивают количеством секунд, за которые 100 см8 лакокрасочного материала вытечет из этой воронки. Для большинства окрасочных материалов рабочая вязкость при нанесении кистью составляет 30—60 с, а пневматическим или безвоздушным распылением (без подогрева красок) — 16-20 с.

Читайте также:  Монтаж на пластмассе БКД

Перед окраской деталей корпуса производят подготовку поверхностей: удаляют загрязнения, влагу, образовавшуюся ржавчину. Ржавчину удаляют металлическими (ручными или механизированными) щетками или шлифовальными машинками. Загрязнения нежирового происхождения удаляют водой или щетками. Влажные поверхности протирают сухой ветошью. После этих операций поверхности обезжиривают ветошью, смоченной уайт-спиритом.

Надстройки, нодводную часть корпусов и помещения судов внутреннего плавания грунтуют в 1 слой и окрашивают в 2 слоя, а на судах смешанного плавания наносят 2 слоя грунтовки и 3 слоя краски, исключая помещения, в которых схемы окраски для судов внутреннего и смешанного плавания одинаковые. Алюминиевые конструкции предварительно грунтуют фосфатирующими грунтовками. На судах смешанного плавания подводную часть корпуса после окраски антикоррозионной краской покрывают дополнительно в 1—2 слоя специальной необрастающей краской.